Нигде нас с Олей не принимали так, как принимали в Средней Азии. Как же там любят русских! Пока едешь, все принимают тебя за американца. Дети кричат: "Хеллоу!" (других английских слов не знают), таксисты то и дело зазывают: "Эй, мистер, такси, такси, эни плэйс!" и т.д. Но когда говоришь, что ты русский, отношение к тебе сразу меняется.
Больше всего русских любят на Памире. В Хороге, в приютившей нас семье было два брата, Гриша и Гена. Их родители так сильно любят русских, что даже своих детей назвали русскими именами. "Мы сами позвали к себе русских", говорил Гриша от лица всех памирцев. Мы задавались вопросом, откуда такая любовь. И из нашего многочисленного общения с местными у меня сложилась следующая картина. Сразу предупреждаю, что это мой личный опыт, моя субъективная спекуляция, которая ни на что не претендует. Если у вас есть другая версия, я в этом не виноват! И так...
Жители Средней Азии воспринимают большевиков исключительно как русских, т.е. новая на тот момент Советская Власть идентифицируется не идеологически, а этнически, национально. "У нас здесь ничего не было, пока русские не пришли к нам. Русские нам всё дали, русские всё построили". Такие разговоры очень популярны в Азии, мы неоднократно слышали это от совершенно разных людей. А когда мы приехали в Душанбе и пытались сориентироваться по карте, к нам подошёл некий человек со словами: "Can I help you?" Когда мы сказали, что мы из России, он засиял и сказал: "Привезите нам побольше русских!" Был даже крайний случай, когда мы ехали с одним казахом, который русских любил больше, чем, собственно, самих казахов.
Складывается впечатление, что на территории СССР не было единой идеологии "светлого будущего". В светлое будущее шла РСФСР, а страны нынешнего среднеазиатского СНГ воспринимали себя идущими вслед за русскими в это самое светлое будущее. Т.е. для них русские как бы тянули их вперёд. Причём тянули именно русские, а не большевики-коммунисты.
В тех странах наглядно видишь результаты русфикаторской политики компартии. Ведь действительно: одно дело - читать учебник, а совсем другое - видеть своими глазами, как смуглые кареглазые люди говорят с тобой на твоём же языке и не видят в этом никакого ущемления собственных национальных чувств.
Да, люди с тоской вспоминают советское прошлое. В особенности, опять же, на Памире. И действительно, во время Союза на Памире жизнь была многократно лучше, чем сейчас. Все те вещи, что появлялись в Москве, сразу же появлялись в ГБАО. Была работа, образование. Да, сейчас там люди более образованные, чем в некоторых иных регионах Таджикистана. А сейчас работы там нет. Памирцы выживают как могут. Да и что там делать, в горах? Земледелие там почти невозможно, из домашних животных там коровы, козы, бараны да ишаки (которые, кстати, всё лето пасутся высоко в горах). Сейчас все оттуда хотят уехать в Россию. Да и не только оттуда, а вообще со всей Центральной Азии.
Вообще, это своеобразный элемент престижа: кого берут на работу в Россию. Кыргыз вам скажет, что в Россию сейчас будет только кыргызов и никого больше, таджик скажет то же, но про таджиков, и т.д. В России жить и работать престижно, особенно в Москве. И, как верно заметил Кротов, не потому что там деньги, а потому что это же МОСКВА!!!
Многие люди делятся воспоминаниями о России. Кто-то там служил, кто-то там работал, у кого-то там друзья и родственники. Даже Челябинск там знают.
Между тем, внутренние межэтнические конфликты там весьма обострены. Кыргыз вам скажет, что узбеки - вообще не люди, казах может недолюбливать таджиков и т.д. А от одной узбечки мы узнали, что "кыргыз - кутак". Но, к счастью, подавляющая часть людей, с которыми мы общались, соглашалась с нами в том, что и хорошие люди, и гады есть везде, независимо от национальной принадлежности.
Интересно, что государственная политика там направлена на пробуждение национального самосознания. И в Казахстане, и в Киргизии, и в Таджикистане за время независимого существования местными историками были найдены национальные герои, вокруг которых строится целый культ. Мы этого не поймём, поскольку у нас таких героев вагон и маленькая тележка, а вот у них раз-два и обчёлся. Так, например, в Кыргызстане целый культ сложился вокруг полумифического персонажа по имени Манас. В школах обязательно читается эпос о его жизни (если верить Вики, самый длинный эпос в мире), в каждом городе есть памятник Манаса (да и не один), его именем названы улицы, университет и даже аэропорт. Другой пример - Таджикистан. Здесь таджики, в силу своего иранского происхождения, очень любят делать национальными героями различных персидских учёных, богословов, философов. Что уж говорить, если одна из высочайших вершин бывшего СССР, пик Ленина, была переименована в пик Ибн Сины. Но, разумеется, большей популярностью у таджиков пользуется Исмаил Сомони - он, можно сказать, основатель таджикского государства. Однако вся эта политика насаждается "сверху", и в умах большинства людей отклика не находит.
При всём вышесказанном стоит заметить, что национализм в Средней Азии всё-таки есть. Существует он, как правило, в менее светских регионах, больше религиозных; и местных националистов большинство населения не любит. А в целом Средняя Азия - очень доброе, гостеприимное и любящее русский народ место. Мы всем советует ехать туда, в особенности, в Таджикистан, и в ещё большей особенности, на Памир. Если в Средней Азии и есть рай, то это там.
0 коммент.:
Отправить комментарий