К XI в. в Бирме доминирующей религией был индуизм, в ряде районов исповедовался буддизм махаяны. Нередкой для того времени была картина, когда буддийские монахи выполняли индуистские ритуалы и церемонии. Первый бирманский король Аноратха (1044-1077), взошедший на престол в Пагане в 1044 г. и объединивший в единое государство несколько княжеств, принял тем не менее буддизм тхеравады. Согласно одной легенде, это произошло благодаря монскому правителю Манухе из царства Татон (Татхоун), который направил к королю тхеравадинского монаха Арахана. По другой версии, Аноратха сам однажды увидел тхеравадина и был поражен его спокойствием и благородством; выяснилось, что его учителем был Шин Арахан. Посетив последнего и выслушав его, Аноратха принял буддизм. Затем Аноратха просил царя Мануху предоставить ему буддийские тексты и реликвии; однако тот ответил отказом, мотивируя это тем, что он сомневается в глубине веры Аноратхи. Разгневанный Аноратха в 1057 г. разрушил Татон и захватил буддийские реликвии, в том числе 32 полных собрания Типитаки. В плен попало около 30 тыс. человек, среди которых были и монахи, и сам король Мануха; они были обращены в храмовых рабов. После этого Аноратха приступил к широкомасштабному строительству пагод, монастырей, ступ и храмов по всей стране.
Источник: Анашина М.В. Буддизм в Мьянме. // Философия буддизма. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Вост. лит., 2011. С. 833-834.
0 коммент.:
Отправить комментарий