Recent Posts

суббота, 18 октября 2014 г.

Почему я против школы

О том, почему я против школы, мы ещё предстоит рассказать. В рамках одной статьи это сделать вряд ли получится. Тем не менее, несмотря на множество имеющихся причин, в этой статье я расскажу о главной. 

Дело в том, что современная школа (а речь будет идти о современной российской школе) попросту ненаучно (а, значит, и неэффективно) строит педагогический процесс. Дело в том, что основным методом преподавания в современных школах является метод негативного подкрепления. Что это такое? Для понимая этого феномена необходимо обратиться к поведенческой психологии. 

Карен Прайор, автор замечательной книги "Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей" так описывает феномен подкрепления:
Положительное подкрепление — это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия. 
Запомните это положение. В нем заложен секрет успешного обучения. 
Существуют два вида подкрепления: положительное и отрицательное. Положительное подкрепление — это нечто, желаемое субъектом: пища, ласка или похвала. Негативное подкрепление — это то, чего субъект хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук (предупреждающий зуммер в машинах, который раздается, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, — это отрицательное подкрепление).  
Положительное (позитивное) подкрепление, безусловно, является гораздо более эффективным, нежели негативное. Как ещё говорил профессор Филипп Филиппович Преображенский, "ласка - единственный способ, который возможен в обращении с живым существом". Но, несмотря на это, в школах преобладает метод негативного подкрепления. Стимулом к учёбе у большинства учеников является не тяга к знаниям, а страх перед наказанием в виде плохой оценки. Вот что пишет по этому поводу психолог №1, профессор Б.Ф. Скиннер:
Почему ученики внимают учителям и читают учебники? Традиционный ответ часто пытаются скрыть: тем или иным образом их наказывали, если они этого не делали. Розга, трость и ремень - таковы были рабочие инструменты учителя, причём до самого недавнего времени их часто использовали очень жестоко.
Далее Скиннер продолжает:
Наказание (насилие) - это стандартный способ подавлять акты поведения. Оно является, пожалуй, единственным способом, которым животные управляют друг другом, и люди сохранили большую часть этого подхода в практике жизни. Государства используют насилие, чтобы подавить "плохое поведение" своих граждан и других государств. Но наказание "за то, что не учатся" - извращенное по сути. Ведь цель - подкрепить нужное поведение, а не подавить его! Отрицательные (неприятные) стимулы (aversive stimulae) применяются в качестве отрицательного подкрепления (negative reinforcers). И следствием этого являются самые нежелательные побочные эффекты. Ученики пытаются по возможности избежать наказаний, прогуливая уроки или вообще бросая школу, или наносят ответные удары, занимаясь в школе вандализмом и нападками на учителей. 
Даже менее явные формы наказания очень проблематичны. Я часто спрашиваю учащихся колледжей о их "мотивации": "Когда вы вечером занимаетесь в своей комнате, вы делаете это прежде всего для того, чтобы избежать последствий невыполнения заданий, не так ли?" – Крайне редко я слышу отрицательный ответ. Становящиеся со временем малозаметными побочные продукты отрицательного подкрепления выявляются всё труднее и труднее. 
Вместо того, чтобы поощрять учеников к получению новых знаний, школьная система оперирует путём негативного подкрепления - страхом перед невыполнением заданий. Комфортная ли это атмосфера для обучения? Думаю, ответ очевиден.

Но проблема не только в этом. Для усвоения знаний необходима практика, которая является подкрепляющим поведением. Вновь отдам слово профессору Скиннеру:
Открывшаяся дверь, успех в складывании бумажного голубя, декламация стихотворения в несколько строк без посторонней помощи, или выражение радости на лицах родителей: всё это - незамедлительные последствия подкрепляющие поведение, и поэтому они очень сильно отличаются от наград и наказаний в классе. К несчастью, не так-то просто организовать подобного рода последствия для того, что должны делать ученики. Однако существует очень сильный подкрепитель. Его даже не надо создавать специально для целей преподавания; он не связан с каким-то конкретным видом поведения, а универсален и поэтому всегда доступен. Мы называем его успех. 
За всю историю человека как биологического вида, а также в индивидуальной истории конкретной личности, успешное управление окружающим миром всегда предшествовало тем последствиям, которые играли положительную роль в естественном (эволюционном) отборе и оперантном кондиционировании. Успешное управление (окружающим миром) подкрепляет любые действия, направленные на то, чтобы добиться конкретного последствия. Оно подкрепляет открытие двери независимо от того, куда конкретно мы входим. Мы наиболее остро осознаем, что оно важно, когда оно отсутствует (когда, например, дверь заклинивает). Успешное управление окружающим миром является слабым подкрепителем, но он может дать сильный эффект, если повторяется достаточно часто. Главная проблема нынешних школ состоит в том, что учащиеся редко делают что-то, что незамедлительно ощущается как успех.
Итак, современная школьная педагогическая модель плоха. Есть ли выход? К счастью есть - домашнее обучение. О многих мифах, связанных с домашним обучением, я расскажу как-нибудь в другой раз. Важно то, что домашнее обучение в нашей стране является законным и вполне возможным. В интернете можно найти целое сообщество родителей, которые забрали детей из школы, и которые делятся своим опытом.

А вы доверите школе будущее своего ребёнка?

1 коммент.:

Unknown комментирует...

Источники, которые я цитировал:
1. Карен Прайор - "Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей".
2. Беррес Фредерик Скиннер - "Школа в будущем". (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4843329)

Отправить комментарий

Константин Маркион. Технологии Blogger.